Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии. Одного Дела Раскольникова. Разумихин – русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний – убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольникова можно «реставрировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению. Разумихин – восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и своей будущей жене. Самоотверженность во имя счастья близко человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него. В Разумихине Достоевский –художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Достоевский оттеснил Разумихина на вторые роли в романе, не редко для осуществления даже не сюжетных, а фабульных задач. Великая история о наполеоновской мечте, о злодеянии, страданиях и муках Раскольникова не могла завершиться счастливой судьбой торговца книгами. Разумихин в романе противопоставляется теоретику Раскольникову, предпочитая действия пустым идеям и теориям. И Достоевский через Разумихина хотел показать свое отношение к таким проявлениям революционизма. Разумихин был введен в роман, чтобы доказать неверность пути Раскольникова.