В основе сюжета «Слова… " лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новго-род-северский князь Игорь Святославич совершил походна половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен. Глубокоеидейное осмысление автором этого исторического события и мастерствохудожественного воплощения позволяют говорить о «Слове о полку Игореве"как о выдающемся памятнике древнерусской литературы. Ученые непришли к единому мнению о том, кто был автором этого выдающегосяпроизведения. Известно, что это образованный и эрудированный человек, талантливый поэт и общественный деятель. Жанр этого произведениясвободный.д. с. Лихачев определяет его как «эпос», в которомсоединяется фольклорное и книжное, лирическое и публицистическое начало. Композиционно «Слово о полку Игореве» делится на три части: вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную"направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий"строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песнюнадо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не позамышлению Бояна"; основная (повествовательная) часть, в которой авторне только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: "Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, заземлю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича! "; заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусскойлитературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан противпоганых полков! " «Слово о полку Игореве» отличает необыкновенныйразмах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севередо Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове… " играют картины природы. Настроение природысозвучно происходящим событиям: затмение солнца являетсяпредзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря обопасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волкигрозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицылают на алые щиты». Изображая природу, автор часто прибегает колицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). Вотличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове ополку Игореве» не статичен, а изображается в постоянном движении. Однимиз основных художественных приемов, к которым прибегает автор"Слова… ", является гипербола, соответствующая масштабностиизображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал истрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимирвсякое утро уши затыкал в Чернигове». Изображая конкретныеисторические события, автор стремится донести до читателя мысль онеобходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое времянастало… Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья… сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили спобедами на землю Русскую». Эта важнейшая для «Слова о полкуИгореве» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «сослезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода всамоуправстве, а русских князей — в разъединенности. Идея защитыРусской земли и необходимости единения изображена как призыв, идущий какбы от народа (отсюда близость «Слова о полку Игореве» к произведениямфольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическаяоснова произведения)