Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, скоторым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”. Еще вте годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки невстречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем “Парус” . (Близки к нему “Горные вершины”, но это перевод из Гете.) Продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью иточностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым внем раздумьем, тоской, грустью. В отличие от других стихов Лермонтова ( “Бородино” , “Смерть поэта” , “Дума”) оно невелико — в нем всего тричетверостишия. Но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веетдухом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтическиедостоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. Может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелымстихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому “Парусу” . Прежде всего — образ. В этом стихотворении он слит с описаниемпаруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как быпредставляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не простокартина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душупоэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближестановится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегдатаков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него естьвсе, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” неудержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этомстремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчиненоэтой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душавеликого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и скольков ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, непонимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так еголюблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Только две его вещитак взволновали меня: “Мцыри” и “Парус”. Вряд ли можно найти что-тоболее прекрасное в поэтическом наследии поэта.