Сегодня, если нам что-то не ясно, мы за знанием обращаемся к книгам. Для древних на все вопросы отвечали мифы. Для нас слово «миф» означает «фантазия». Но тысячи, даже десятки тысяч лет мифы служили источником знания. Знания о том, что нас окружает, и как устроен мир, и как он возник. О явлениях природы и о том, как соотносятся они между собой, о феноменах человеческого общества и путях его развития. Наследие мифологии — глубже и прочнее багажа науки, которая значительно моложе. Поэтому все представления о мироздании, которыми сегодня располагает наука, в художественной форме можно найти и в мифах. Миллионы лет, пока для человека не существовало ориентиров культуры и цивилизации, основу его представлений о жизни, времени и пространстве составляли образы природы. Так возникла мифология — первое художественное представление людей о мире. Оно легло в основу религии, и нет религии, которая, чтобы привлечь внимание наших чувств, не обращалась бы к образам ночи и рассвета, земли и неба, бескрайнего океана и разрушительного огня. И сегодня в основе христианской литургии — восход Солнца (которое, по свидетельству Августина для христиан многие века символизировало Христа). В древности наука, искусство и религия были едины. Они составляли единое целое, к которому ближе всего нас подводят мифы. Мифология имеет долгую историю. Она развивалась поэтапно, как и само мышление человека. Одни мифологические образы сменялись другими. И за каждым стояла целая историческая эпоха, со своим инструментарием и навыками, со своими ключевыми понятиями и передовыми идеями. На разных концах земного шара, на совершенно не связанных между собой территориях мы находим одни и те же мифологические образы. И характерно, что они сменяют друг друга в одной и той же последовательности, по одной и той же глобальной логике. В государствах индоевропейцев и американских индейцев, у лесных жителей Африки и рыбаков Океании похожи представления о том, как родилась Вселенная и как был сотворен человек. О чем это говорит? О том, что мифология — источник общечеловеческих представлений о мире. История развития разума едина. Миф — не субъективная фантазия, но объективное зеркало того, что было и есть. И даже если считать мифы ложным отражением реальности, нельзя не признать, что всякое заблуждение, которому подвержено все человечество, отражает какую-то истину — истину его сознания и души. «Сказка ложь, да в ней намек» — а мифы древнее и глубже сказок. Мифология раскрывает мудрость древних, не утратившую для нас своего вечного смысла. При этом надо понимать, что древние образы не обладают однозначностью современных понятий. Наши предки, рассуждая об одном явлении, могли рассказывать разные мифы, порой сочиняя их на ходу. Так и ныне делают жители первобытных племен, затерянных в джунглях Амазонки или стяпях Австралии. При этом они «списывают» миф с жизни, как она предстает в данный момент — который потом меняется, и с ним меняется миф. И наоборот. Даже наиболее известные мифы, неизменные в веках, не допускают однозначной трактовки. Проникнуть в разные грани явления и показать с разных сторон его суть — вот то, что удается мифу. Целостное понимание — даже если его истина остается на уровне невыразимого словами. Современный человек во многом лишен целостного восприятия. А оно несет ощущение соприкосновения с истиной, которое служит основой художественного творчества и просто творчески-неформального отношения. Нам уже не увидеть в гребешках волн играющих коней, не прочесть предначертанного в полете птицы. Мы не сталкиваемся с откровением на каждом шагу, как древние люди и маленькие дети, и для решения проблем пользуемся набором социальных стереотипов, не загадывая новых путей. Насколько это обедняет жизнь человека, не только эмоциональную и душевную, но даже духовную и интеллектуальную!