Выяснилось, что в русских богослужебных книгах накопилось много описок, искажений. То же происходило и в церковных обрядох. Встала проблема — привести обряды и книги к единому виду. Но вот каким образом? Взять за образец греческие оригиналы или старые, древнерусские? Аваакум был ревнителем старых древнерусских традиций, а Никон решил обратиться к греческим оригиналам. По отношению к обрядам, Никон предлагал ввести троеперстие, уничтожить старые иконы, запретить шатровое строение церквей, ввести поясные поклоны. Аваакум — за максимальное сохранение старины (незыблемость обрядов, двоеперстие, византийские образцы книг, земные поклоны) Аваакум и Никон оба были людьми горячими, фанатичными и нетерпимыми. Являлись прирожденными ораторами, проповеди которых сбегались слушать толпы народов. Но власть-то была у Никона. Его поддерживал царь Алексей. Фанатизм спорящих делали свое дело. Сторону ревнителей приняли и некоторые знатные бояре, крестьяне, посадские люди. Они еще надеялись на поддержку царя, но тот поддерживал Никона. В связи с проведением реформ по Никону, произошел церковный раскол на Официальную православную церковь и на старообрядцев (отказавшихся признать нововведения никона, идеолог раскола Аваакум)