Рабами становились не только чужеземцы, попавшие в плен. Некоторым общинникам не везло. Их поля могли вытоптать дикие животные, размыть ручьи. Скот мог погибнуть от болезней или хищников. Такая бедагрозила семье голодной смертью, и помощи ждать было неоткуда. Тогдаобщинники просили помочь знатных и богатых соседей — вождей, старейшин, жрецов. Знатные люди охотно давали в долг зерно и скот. Но когдаприходил срок возврата, должник был обязан отдать больше, чем брал. Этобыла приплата “за доброту”, за то, что должника выручили из беды. Если должник не мог вернуть занятого, у него отбирали землю и скот всчет долгов. Такие семьи, лишившись всего, не знали, как прожить. Обнищавшие общинники снова брали у знатных в долг и обещали за этоотработать на полях знати. Но и это не удавалось. За долги у нихотнимали хижины, брали в рабство детей и порабощали самих. С такимирабами обращались немного лучше, чем с чужеземцами, и их судьба тоже быланелегкой. Постепенно на рабов переложили самую тяжелую и грязную работу. Ихнещадно угнетали. Но теперь хозяева были гораздо свободнее, у них быловремя для наблюдений за природой, для занятий искусством.