Религиозно-философское учение М. Было направлено, как отмечал Энгельс, "… против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще» (там же, с. 370). Оно представляло собой разновидность пантеизма и приближалось к атеизму. По существу пантеизм М. — социальное учение: все «творения» являются, по М., частями мирового целого и только в нем могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация, по М., — преобразование мира на началах торжества общих интересов и революционного устранения злых «безбожников» (т.е. угнетателей трудового народа). Социально-политическую программу Мюнцера Энгельс характеризовал как близкую к коммунизму, как «гениальное предвосхищение» будущего, как программу "… немедленного установления царства божьего на земле… ", под которым М., по словам Энгельса, "… понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» (там же, с. 371). Этот далекий идеал будущего был у М. Весьма фантастичным. Но М. Утверждал, что будущий строй наступит в результате революционной борьбы народных масс против их господ и угнетателей. Начало установления «общности имуществ» он связывал с устранением феодалов и переходом всех материальных благ в руки трудящихся путем уравнительного раздела земли и др. Богатств между всеми тружениками.т.о., социально-политическая программа М. Призывала крестьянские и плебейские массы к борьбе за их самые насущные интересы, к антифеодальной революции.